Лекции, статьи, эссе, рефераты

сервис для студентов

Теория коммуникативного действия Хабермаса

0 Теория коммуникативного действия» (Theorie des kommunikativen Handelns) представляет собой двухтомную книгу Юргена Хабермаса 1981 года, в которой автор продолжает свой проект поиска пути обоснования «социальных наук в теории языка», которая была изложена в «О логике социальных наук» (1967).
Два тома - «Разум» и «Рационализация общества» (Handlungsrationalität und gesellschaftliche Rationalisierung), в котором Хабермас устанавливает концепцию коммуникативной рациональности, и Жизненный мир и система: критика функционального разума (Zur Kritik der funktionalistischen Vernunft), в которой Хабермас создает двухуровневую концепцию общества и излагает критическую теорию современности.
Как хорошо известно, Хабермас трансформировал революционные мысли первого поколения критических теоретиков и изменил само направление критической теории, сформулировав своего рода теорию, которая не закрепляет критику в гегелевско-марксистских рамках, а вместо этого использует другие философские взгляды. ресурсы, чтобы основываться на фундаментальной интуиции о примате взаимопонимания между субъектами, способными к речи и действию. Хабермас утверждал, что гегелевская диалектика, которая стала принципом «исторической классовой борьбы» Маркса и затем была присвоена Маркузе, более не является устойчивой, поскольку возникновение регулируемого государством капитализма в современных обществах приостанавливает саму идею классового конфликта.
Хотя Хабермас полагает, что классовый антагонизм не отменен, а становится латентным, он утверждает, что конфликт в современных обществах маловероятен, поскольку система развитого капитализма успешно обеспечивала лояльность масс, получающих заработную плату, посредством социальных вознаграждений. Следовательно, рабочие больше не считают себя эксплуатируемыми, поскольку они получают свою справедливую долю, доказывая свою эффективность на рынке. Однако для Хабермаса лояльность наемных масс рынку и государству в целом не гарантирует свободу и равенство.
Детали модели эмансипации Хабермаса, основанной на возможности свободного и равноправного диалога, претерпели много изменений за несколько десятилетий своего развития. Сегодня Хабермас настаивает на легализации и конституционализации того, что он называет «принципом дискурса», согласно которому «действительны только те нормы действий, с которыми все возможные затронутые лица могли бы согласиться как участники рациональных дискурсов». Тем не менее, основная интуиция остается неизменной на протяжении всей его работы, то есть эмансипация требует равных возможностей для участия в процессах принятия решений, в попытке достичь «понимания», и поэтому доминирование должно быть отменено, чтобы это произошло. Как он показывает, принцип дискурса, который вначале является моральным принципом, требует, чтобы «принцип демократии» был реализован политически, внутри политического сообщества.
Действительно, теория коммуникативного действия Хабермаса полностью ориентирована на реализацию проекта освобождения Просвещения. Как и члены первого поколения критических теоретиков, теория Хабермаса направлена на решение проблем отдельных людей в современных обществах и на создание образа социальной и политической надежды путем расширения возможностей их участия в рациональном дискурсе. Действительно, идеал теории коммуникативного действия - это то, к чему стремятся приверженцы подлинной демократии.
После написания «Теории коммуникативного действия» Хабермас расширил теорию коммуникативного действия, используя ее в качестве основы своей теории морали, демократии и права. Работа вдохновила многих ученых-теоретиков и философов, и в 1998 году Международная социологическая ассоциация была названа восьмой наиболее важной социологической книгой 20-го века.скачать dle 12.1

Опубликовано: 10-07-2019, 19:49, количество просмотров: 99